Dr. Martens — История бренда

Как и многие британские бренды, Dr. Martens неразрывно связан с социальным классом. В то время как многие британские компании начинали и росли, обслуживая британскую элиту, Dr. Martens всегда был символом рабочего класса. Даже когда их носили рок-звезды и показывали на подиумах, мартинсы оставались тем же, что и раньше. Независимо от того, воспринимаете ли вы их как символы субкультур в стиле «гранж» или «панк», или думаете, что они предназначены только для грязной рабочей одежды, непреходящая привлекательность доктора мартенса всегда сводится к тому простому факту, что они являются ботинками от людей, для людей.

dr-martens-istoria-brenda
Доктор Клаус Мартенс (второй справа) возле R. Griggs & Co. LTD.

 

Как всё начиналось?

История Dr. Martens началась в 1901 году в Нортгемптоншире, Англия. Практически сразу бренд зарекомендовал себя в центре британского мира рабочих ботинок. Но в то время компания была известна как Griggs & Co. Знаменитая обувь доктора Мартинса не появится еще 50 лет. Несмотря на то, что Griggs делали ботинки, они еще не выглядели так, чтобы доминировать в полувековой поп-культуре.

Как и многие другие бренды, мировые войны изменили ход истории фабрики Григгса. В 1945 году 25-летний солдат доктор Клаус Мертенс (Klaus Maertens) лежал в госпитале послевоенного Мюнхена. Заживляя сломанную ногу, Мертенс создал подошву на воздушной подушке для своих ботинок, в отличие от традиционной твердой кожи. Вооружившись прототипом и при содействии своего партнера доктора Герберта Фанка, Мертенс быстро добился успеха. После десяти лет продаж в основном для пожилых женщин и размещения рекламы в обувных журналах, известие о его уникальном дизайне распространилось на всю Европу. В конце концов, новости достигли Англии, где семья Григгс заинтересовалась рекламой обуви на подошве с воздушной подушкой.

Григгс приобрел лицензию в конце 50-х годов, и сотрудничество между Григгсом и Мертенсом привело к появлению модели Dr. Martens 1460. С тех пор эти ботинки стали флагманом бренда. В дизайне использовался оригинальный дизайн с восемью люверсами, но при этом были добавлены несколько знаковых элементов, в том числе желтая строчка и фирменная петля на пятке. Модель 1460 производилась исключительно в Великобритании до 2003 года, хотя Доктор Мартенс до сих пор производит 1% своих моделей 1460 в Великобритании. Эти ботинки производятся на фабрике Cobbs Lane, которая отмечена высококачественным лейблом «Made in England». Знаковый дизайн обновлялся только один раз, в 2016 году.

dr-martens-istoria-brenda-2
Элтон Джон и его легендарные Dr. Martens в «Tommy»

Dr. Martens в массовой культуре

Dr. Martens родились в эпоху, наполненную социальными изменениями, и сапоги быстро стали контркультурным символом. Их популярность в качестве ботинок для рабочего класса (тогда продавались британским рабочим по 2 фунта за штуку) сделала их фаворитом скинхедов той эпохи. Внешний вид скинхедов начался как минималистичный ответ рабочего класса на более пафосный вид модов. Dr. Martens создал уличную униформу, состоящую из броской причёски, белой футболки и одежды Levi’s . Важно отметить, что культура бритоголовых в 1960-х годах была сосредоточена не на расе, а на финансовом положении и социальном положении; на самом деле, изначально скинхеды были многокультурной группой, и место доктора Мартенса в поп-культуре было на уровне рабочего класса.

По мере того, как субкультура скинхедов приняла обувь Dr. Martens, различные контркультурные деятели также начали замечать. Пит Таунсенд из The Who был первой рок-звездой, выступившей в этих ботинках на публичной сцене. Когда его спросили о том, что заставило его влюбиться в Dr. Martens, Таунсенд сказал: «Мне надоело наряжаться в рождественскую елку в струящихся тканях, которые мешают играть на гитаре, поэтому я решил перейти к удобной одежде». Хотя Tаунсенд также одевался в стиле модов, ботинки вскоре стали популярны среди разичных субкультур. Даже моды начали носить их. В 1975 году Таунсенд заставил Элтона Джона надеть знаменитую пару габаритных доков в рок-опере The Who “Tommy”. Эти ботинки имели огромное влияние на международную сцену.

В 70-х годах Dr. Martens действительно стали доминировать в британской контркультуре. По иронии судьбы, эта обувь была рабочей одеждой для полиции в Великобритании. Когда моды и скинхеды разделились на различные жанры эпохи, такие как Glam, Punk, Two-Tone Ska и даже Goth, однако была одна особенность, которую разделяли все эти различные группы — все они носили Dr. Martens.

dr-martens-istoria-3
Панки носят Dr. Martens в 1983 году

 

Dr. Martens в музыке

Несмотря на то, что многие группы разных жанров носили мартинсы, именно такие панк-группы, как The Sex Pistols и The Clash сделали их неотъемлемой частью своей эстетики. Поклонники жанра на протяжении десятилетий продолжали носить Dr. Martens как каноническую часть образа панка. Наряду с порванными джинсами, косухами и нашивками, эти ботинки были частью униформы панк-рока.

Как только Dr. Martens стали неразрывно связаны с панком, который затем стал хардкором, международная популярность бренда резко возросла. По сей день, поклонники этих направлений в музыке признают и носят мартинсы. Приглашенные в Европу музыканты из Соединенных Штатов, особенно из панк и хардкор групп, привезли культуру Доктора Мартенса домой после выступлений. Американские панк-рокеры просили путешествующих друзей привезти им из Европы пару мартинсов. Они с трудом находили желанные ботинки в благотворительных магазинах и секонд-хендах, поэтому к 1984 году Dr. Martens начали продавать в магазинах США.

Это привело к тому, что Док Мартенс утвердился на гранж-сцене Сиэтла в начале 90-х. Эдди Веддер носил их на сцене, а Бриджит Фонда и Мэтт Диллон носили эти ботинки в инди-хите 1992 года «Singles». Когда Марк Джейкобс (американский модельер) перенёс стиль гранжа на подиум со своим печально известным шоу Перри Эллиса Весна / Лето 1993 года, он использовал Dr. Martens в своём стиле.

dr-martens-istoria-brenda-4
«На ступеньках Эроса», сфотографированный Терри Спенсером; Скинхэды и хиппи делят пространство возле лондонского цирка Пикадилли в 1969 году

 

Мартинсы в культуре скинхедов

Обсуждая культурную значимость ботинок, важно немного глубже погрузиться в давнюю связь бренда со скинхедами. В то время как скинхеды 1960-х годов были мультикультурной субкультурой, к 1980-м годам скинхеды и их ботинки имели неонацистские ассоциации. Экономический спад 1970-х и 1980-х годов, вызванный политикой Маргарет Тэтчер, привел к росту белых националистических групп в Великобритании, которые вербовали скинхедов рабочего класса. SPLC (Southern Poverty Law Center) до сих пор включает Dr. Martens в свой расистский словарь скинхедов, отмечая, что неонацисты часто носят прямую шнуровку с белыми или красными шнурками. В книге Тиффани Трэвиса и Перри Хардера «Скинхеды: руководство по американской субкультуре» дается более подробная информация о роли Dr. Martens в культуре скинхедов, вплоть до предпочтительных дизайнов и цветов (цвет Oxblood всегда был фаворитом).

 

 

Дальнейшая судьба бренда

С падением панка, хардкора и рок-музыки в целом продажи Dr. Martens резко снизились в 2000-х. К счастью для бренда, дизайнеры хотели сотрудничать с Доктором Мартенсом, чтобы оживить знаковый винтажный стиль. Коллаборация с Рафом Саймонсом в 2009 году было крайне экстремальным, предлагая блестящие позолоченные изделия вместе с простыми образцами, вдохновленными рабочим классом. В том же году Dr. Martens работали со Stussy над дизайном замшевых ботинок. В последующие годы Dr. Martens вступил во множество коллабораций со всемирно известными брендами, включая SupremeBapeGosha RubchinskiyOff-WhiteEngineered Garments и Vetements.

При новом владельце Dr. Martens, бренд остался верен своей исторической идентичности. Открытие магазинов, дальнейшее инвестирование в коллекцию «Made in England», постоянные отсылки к его истории и постоянное сотрудничество с мировыми брендами – все это способы, которыми компания поддерживает репутацию Dr. Martens.

Dr. Martens остается популярным и сегодня, хотя его положение в массовой культуре совсем иное, чем это было даже 25 лет назад. Теперь их носят многие звёзды, не говоря уже о бесчисленных модных блогерах. Благодаря массовости компания поддерживает высокие показатели продаж, но ботинки больше не являются вездесущим продуктом бунтарской молодёжной культуры. Панк отходит на задний план и остаётся в книгах по истории. Сегодня хип-хоп доминирует в молодежной культуре. Но независимо от того, какой музыкальный жанр или субкультура задают новейшие тренды, одно можно сказать наверняка — мартинсы обязательно будут фигурировать в их стиле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *